Sirio Triflex - святые граабли :)

Обсуждение конструкций
Ответить
Аватара пользователя
Короед
Сообщения: 70
Зарегистрирован: 20:43, 02 сен 2014, Вт

Sirio Triflex - святые граабли :)

Сообщение Короед »

Всё началось давным-давно ©
Но сегодня мы не про это. Срезали как-то у меня с машины мою антеннку (номера я на ночь снимал, ибо "бизнес" у кого-то процветал в то время, а про антеннку я как-то и не думал даже), и мой ежевечерний ритуал дополнился ещё одним действием: снял номера на ночь - сними и антенну (свежекупленную, ага). Со временем меня это основательно заколебало, и я начал задумываться о том, чтобы обзавестись чем-нибудь достаточно скрытным, а пока думал - поменял машину. И с тех пор мысль о "незаметной инсталляции" терзала меня неотступно: во-первых, поначалу всегда жалко ЛКП свежекупленного автомобиля (пускай оно и далеко не в идеальном состоянии было уже на момент покупки), а во-вторых - ну лентяй я, каких поискать: влом мне каждый раз ставить/снимать антенну, пускай и действие это заключалось в накручивании одного барашка, а потом ещё и перед каждым паркингом или останавливаться и складывать антенну, или ездить как "погремушка" (и это при том, что антенна 1.95м стояла на крышке багажника...)

Для "лентяйской" инсталляции был выбран популярный комплект из нашумевшей Sirio Triflex и не менее ажиотажной "мегажуть 555". Перерыл кучу форумов, пересмотрел не меньше фотографий и обсуждений. Решил всё проверить сам - как же, такие грабли, и не наступить? :) Пощупал карман, посмотрел на предложения "барахолок" и заказал всё в "пульте" (ни разу не реклама - просто на тот момент наличие было только у них). Прошерстил тему на "радиосканнере" на предмет переделки GSM-части антенны под 70см диапазон, немного подумал и пошёл за советом к товарищу. Тот внимательно посмотрел на меня, на странную конструкцию в моих потных ручонках, и запустил Multisim Workbench, в котором сэмулировал колебательный контур (всё это обычно сопровождается часовой лекцией о некоторых принципах и фундаментальных законах, так что дело это небыстрое, но для меня лично полезное) после чего рассчитал фильтр. Полосковый фильтр (изогнутую дорожку на плате) действительно надо резать, а вот состав фильтра поменялся кардинально: индуктивность, которая рисуется в ветке "радиосканнера", на таких частотах абсолютно не влияет на характеристики фильтра (туда не надо "колебательный контур" вкорячивать - задача стоит в тупом и безыдейном отсеивании ненужных частот). Итог - ёмкость порядка 8 пикофарад (что было в наличии). Были найдены и впаяны попарно четыре ёмкости по 8.2 пикофарады: по две в параллель, одна пара последовательно со второй. К сожалению, фотографий сделать не допёр - но по размеру всё встало практически идеально. График среза частот на скриншоте выглядел примерно так:
График фильтрации со схемой тестирования (в цепь включены согласующие нагрузки, помимо 50-омной "антенны")
График фильтрации со схемой тестирования (в цепь включены согласующие нагрузки, помимо 50-омной "антенны")
Фильтр срезает нижние частоты, делая ослабление на 433мгц в районе 2-3 децибел, но при этом ослабляет всё что ниже сразу минимум на восемь. Если подгонять ослабление 433мгц поближе к единице - резко ухудшается фильтрация нижних частот, поэтому было принято волевое решение остановиться на достигнутом и не гнаться за лучшим.

К сожалению, фотографий процесса, как я уже говорил, у меня по недомыслию нет - поэтому позволю себе бестактность утащить фотографию с "радиосканнера" (да простят меня обладатели авторских прав):
нагло стыренная фотография :) Автору громадный респект за картинку с пояснениями.
нагло стыренная фотография :) Автору громадный респект за картинку с пояснениями.
sirio_triflex_27-fm-.jpg (84.82 КБ) 6777 просмотров
На картинке всё вполне себе понятно расписано - за исключением, как я уже повторюсь, накарябанного поверх элементов дросселя - там должен быть конденсатор. Из предупреждений: в верхней части платы виден проводник - это и есть волновод, который будет доводить сигнал до "шпенька" с резьбой, на который накручивается хлыстик антенны. ВНИМАНИЕ!!! Он впаян в этот самый шпенёк, и как бы обманчиво ни выглядела поверхность - шпенёк надо распаивать!!! Я потянул с усилием (в корпусе антенны есть чутка силиконового герметика, я думал, что это из-за него не могу вынуть плату с основанием) и оборвал. К сожалению, оборвался он у меня возле платы, а не возле шпенька, и мне пришлось изобретать ему замену. Если вдруг вы всё-таки совершили ту же ошибку, и вам позарез нужен проводник - подбирайте по диаметру тщательно, потому что диаметр отверстия в шпеньке практически полностью совпадает с диаметром оригинального проводника. Я взял проводник чуть толще, и мне пришлось рассверливать. Второе предупреждение: проводник не должен быть поцарапанным - зачищайте его крайне аккуратно, так как каждая царапина на волноводе это лишний повод поизлучать там, где не положено, особенно на UHF.

Далее моё любопытство заставило меня заглянуть внутрь хлыстика, где я увидел загадочный винтик:
2015-04-18 12.48.28.jpg
Результат его откручивания - здесь:
2015-04-18 12.50.09.jpg
Судя по всему - это и есть та самая 900мгц часть антенны, которая, по идее, должна являться 1/8-й для GSM, а теперь будет являться 1/16-й для 70-см диапазона, если кому-то не лень - можно заморочиться и примерно рассчитать резонанс хлыстика по его длине. Мне - лень, для меня достаточно, что он "где-то в пределах нужного диапазона", поскольку антенна идёт больше "бонусом", и чем её занять - я пока не решил (возможно - сканирующим приёмником, возможно - портативным кенвудом с тангентой).

Собрав всю эту конструкцию обратно (корпус - на герметик, шпенёк запаял и обработал напильником для эстетики), немного помедитировал над комплектацией антенны: итальянцы кладут в комплект к трёхдиапазонной антенне всего два провода. Логично было бы предположить, что ФМный можно было бы не класть - он и так имеется практически в любой машине по умолчанию - если только это не новая установка с переносом места. Но хитромудрый итальянский разум выдал иное решение: в комплект к антенне положили кабель ФМный и СиБишный. СиБишный кабель с одной стороны обжат разъёмом FME (для подключения к соответствующему хвосту антенны), с другой просто обрезан, а к нему прилагается PL-разъём "под накрутку". Изобретать велосипед не стал - его и накрутил, запаяв центральную жилу, ибо болталась она в разъёме как ложка в стакане. С ФМным всё несколько веселее: предполагается, видимо, что покупатель будет прокладывать новый кабель вместо старого, поскольку с одной стороны на этом кабеле имеется уже заделанный разъём (не знаю как он там правильно называется) для подключения к автомобильной магнитоле (плюс штыревой переходник, если там глубокий разъём), а с другой стороны этот кабель заделан в разъём, который я не смог найти в природе. В принципе. Что сподвигло итальянцев использовать именно его - не знаю. Но поскольку мне лень было протаскивать новый кабель через всю машину, а потом ещё и снимать головное устройство, а работать этот кабель должен был только на приём - я отрезал кусок комплектного ФМного кабеля с хитромудрым разъёмом и соединил "на скрутку" с уже имевшимся в машине кабелем. Всё через термоусадку, всё "по правилам". Радио заработало - я решил не заморачиваться с пайкой (в машине мне это делать было нечем).

А вот для GSM-диапазона кабель в комплект не кладут, как выяснилось (и не похоже, чтобы его отжали на складе, да и в интернетах пишут, что кабеля этого не было ни у кого). Решением была покупка антенного WiFi-удлиннителя на "никсе" (опять же - ни разу не реклама, просто он ко мне ближе всех, но кабели эти есть и в "олди") и разъёмов FME и SMA в "буром медведе" (почему у "медведей" - по той же причине, я мимо них раза по два в день проезжаю на работе). Кабель, идущий на вайфайные антенные удлиннители, обладает очень хорошими характеристиками и относительно демократичной ценой за метр. Более того, его достаточно удобно заделывать в разъёмы, как в обжим, так и с накруткой, а центральная жила буквально "впритирку" входит в специально рассчитанные для неё пазы в "штырьках" разъёмов. Но, поскольку я раздумываю о том, чтобы работать через этот кабель на передачу, центральные жилки в разъёмах я предпочёл запаять.

Когда были подготовлены все кабели - настало время монтажа. Разобрав из салона заднюю часть крыши, я демонтировал штатную антенну. Крепление в ней практически полностью совпадает с креплением Sirio Triflex:
2015-05-06 11.29.05.jpg
На фото у меня в руке Sirio Triflex с натянутой на неё штатной резинкой от родной антенны, а комплектная от Sirio зажата между пальцами. Посадочное гнездо тоже полностью идентичное:
2015-05-06 11.32.05.jpg
(простите за какахи в кадре - машина ночевала под деревьями, а на деревьях ночевали птицы...)
Вид снизу (из багажника, крышка багажника у меня поднимается вместе со стеклом):
2015-05-06 11.32.44.jpg
Собственно говоря, процесс сборки всего этого хозяйства достаточно понятный и однообразный, а посему приводить его досконально и поэтапно смысла не вижу: обмазали силиконом основание антенны и резинку (можно было ещё и резьбу обсиликонить, чтобы дырка полностью заплыла, но я посчитал, что будет достаточно и кольцевой намазки (сама резинка на основание тоже была посажена на силикон), подтянул гайку ключом и накрутил разъёмы по местам, обсадив их термоусадкой и прилепив кабель к крыше клейкими "матами" (типа двухсторонний скотч для молдингов, но одну из сторон я не "оголял"). СиБишный и УКВшный кабели провёл по средней правой стойке вниз, под переднее пассажирское сиденье - там планируется базирование мегажуткой тушки в окончательном варианте инсталляции, питание там подводится для обогрева сидений - думаю, должно хватить и для радейки. Пока не придумал, куда удобнее вывести гнездо для подключения тангенты, а посему ленюсь всё делать кучеряво. Временно воткнул тушку между пассажирским сиденьем и подлокотником, подключил антенну и запитался от прикуривателя - очень уж не терпелось проверить рабочие характеристики антенны. УКВшный кабель вывел туда же из соображений, что девайсы, подключенные на этот диапазон, так или иначе будут жить где-то в районе подлокотника или подстаканников, либо под одним из сидений с соответствующим выносом управления куда поближе, на всякий случай оставил запас - не стал резать всё "на корню". Из ожидаемых плюсов использования такой антенны занёс в актив только тот факт, что она внешняя - то бишь, находится за пределами кузова автомобиля. Считать "усиление" 1/16-й длины волны плюс потери на кабеле мне лень (я уже говорил, что я - ленивая задница? Вроде, да... :) ), но ожидаю, что это будет эффективнее работы (и приёма) на штатные хвосты TH-F7E и 396XT внутри машины.

Пока могу сказать только одно: работает СиБишная часть вполне ожидаемо, на удивление приём оказался по дальности лишь чуть хуже, чем у Sirio Performer длиной 1.95 метра, установленной на кронштейне на крышке багажника. На передачу проверить адекватно сложновато - все кого спрашивал на момент проверки толклись в компактной пробке на проспекте Мира и находились от меня на дальности уверенного приёма даже на портативку TH-F7E со штатной антенной (не все, конечно - но тем не менее), плюс свои нюансы вносит местный источник помех в виде ЛЭП и ветки железной дороги, по которой ходят электропоезда. Буду больше двигаться - смогу сказать чуть более уверенно, насколько хуже (или лучше) меня стало слышно.

Из плюсов - в силу своих размеров антенна собирает ощутимо меньше шума, так что в своей "недоработанной" (пока что) мегажути я могу комфортно снизить уровень шумодава до разумных цифр (с двухметровой удочкой она могла не затыкаться уже на 9-11, выручал только автоматический шумодав, который не пороговый, а спектральный - но и он работал кое-как), сейчас можно выставлять шумодав на уровень от трёх до шести в зависимости от времени суток, правда - автомат теперь чаще "проглатывает" слова, иногда приходится выключать.

Как доберусь до "семидесятки" - буду дополнять тему своими впечатлениями. Пока по внешним признакам всё позволяет надеяться, что антенна легко может выдержать ватт 15-20, а то и все 35 (но недолго - чтобы не разогреть всё остальное). Про ФМ пока ничего плохого сказать не могу - работает так же стабильно, как и на штатной, на выходных, возможно, буду выезжать за город - проверю, насколько изменилась дальность приёма. Да, про то, что ФМ "притухает" при работе на передачу с СиБи - ничего подобного не замечал. Вообще никаких изменений, но там, возможно, всё зависит от самого приёмника - насколько он качественный. Была бы у меня какая-нибудь магнитолка типа Supra или Mystery - вполне вероятно, что и ткнулась бы от всего того, что там не успевает отфильтровываться, или успевает наводиться...
Аватара пользователя
Короед
Сообщения: 70
Зарегистрирован: 20:43, 02 сен 2014, Вт

Re: Sirio Triflex - святые граабли :)

Сообщение Короед »

Покамест о первых впечатлениях: почему "священные граабли". Данный комплект после долгих рассусоливаний на всевозможных форумах стал практически "святым граалем" ленивых сибишников, у которых хотя бы раз, но сбривали антенну, либо параноидальных, которым крайне не хотелось бы, чтобы их антенну "сбрили". Выглядит данная антенна практически неотличимо от штатной ФМной - реально можно распознать только по надписи на корпусе основания и по чуть более крупному "набалдашнику", которым настраивается КСВ. У станции огромный плюс в быстром взведении в "боевую готовность": вынул из бардачка/подлокотника/другого секретного места автомобиля тангенту, воткнулся в RJ-45 разъём - и готово. Процесс "нычкования" выглядит не менее стремительным: выключил зажигание, выдернул RJ-45 из гнезда и убрал тангенту в нычку на ночь. Это, конечно, если кого-то не угораздило "доработать" станцию разъёмом с накруткой - тогда придётся покрутить. К слову сказать, хоть такой разъём и обеспечивает более качественный контакт - но он не очень любит частое рассоединение. И как бы ни хаяли RJ-45 любители "кабанских" доработок - он имеет место жить, по крайней мере - у меня, потому что мне так удобно. Что касается "глюков" станции, с ним связанных - я готов с ними мириться, мне они пока не так и часто встречались. Теперь лентяй во мне ликует - мне не придётся каждый вечер отвинчивать антенну с кронштейна, мне не придётся выбегать из машины и складывать её при заезде на паркинг, мне не придётся барабанить ей по всевозможным конструкциям, если мне таки было влом её складывать на предыдущем пункте. И да - у станции меняется цвет подсветки, так что он почти попадает в тон подсветки приборной панели :)

Почему всё-таки "грабли"? Пожалуй, потому что по ним шагает уже не один такой упёртый дятел, как я. В первую очередь длина антенны наводит на мысли о нереальном компромиссе в плане качества связи, а её исполнение - о не самой высокой электрической прочности, что не позволит компенсировать размер мощностью. И где-то внутри меня жаба, которую я нещадно задушил перед покупкой нового комплекта сиби-связи, не успев продать старый, ещё не раз напомнит мне зловредным тоном "ну я же тебя предупреждала", когда я пойму, что слышно меня не так далеко и качественно, как мне хотелось бы. К сожалению, у меня нет доступа к крутой измерительной аппаратуре, чтобы выдать хоть какие-то реальные цифры реальных обмеров данной антенны (есть, правда, КСВметр, которым я планирую попользоваться и кой-чего таки замерить, и есть у друга спектроанализатор, который я пока не придумал как правильно применить и что вообще им надо замерять в данном случае, если кто подскажет, что за параметры надо измерять и как это правильно сделать - попробую сделать), так что опираться придётся в большинстве случаев на субъективные данные. О качестве приёма я уже написал - пока что компромисс в размерах антенны и дальности приёма меня устраивает. Более того - он оказался чуть более оптимальным в силу меньшего количества шумов, собираемых короткой антенной. Захочется ли мне, по примеру изрядной доли тех, кто уже пользовался такой антенной, снова вернуть "удочку" на кронштейне, и через какой срок это может произойти, будет ли это "граблями" или "граалем" - посмотрим. Пока же только лёгкая эйфория от того, что "сбылась мечта идиота": новый комплект собран и установлен, он кажется на первый взгляд удобным и логичным, именно тем, о чём думалось и хотелось. Я вижу грабли - и я должен на них наступить :)
Последний раз редактировалось Короед 10:41, 12 май 2015, Вт, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
3s
Сообщения: 808
Зарегистрирован: 14:19, 01 авг 2014, Пт

Re: Sirio Triflex - святые граабли :)

Сообщение 3s »

Супер описание! АфтАр пищи есчщо! :)

Кстати, из такого типа "незаметных" антенн под сиби, я видел еще вариант у КБ БЕРКУТ.
С уважением, Сергей.
Аватара пользователя
Короед
Сообщения: 70
Зарегистрирован: 20:43, 02 сен 2014, Вт

Re: Sirio Triflex - святые граабли :)

Сообщение Короед »

Итого по результатам некоторого периода использования. Приём комплекта на СиБи радует. Во-первых - шумов ощутимо меньше. Уши не сворачиваются в трубочку за одну поездку. Слышат меня вроде тоже достаточно хорошо, но дальность засечь цель себе не ставил, поэтому всё субъективно. На трассе вроде километров пять - больше и не нужно, дальше то шумодав икать начинает, то шумов собирается куча. В городском режиме слышно тоже порядка километров семи, плюс-минус скидка на плотность застройки.

Давеча добрался до КСВ-метра Diamond SX-1100 и обжимника с разъёмами - заделал в SMA-male хвост кабеля, попытался измерить КСВ системы на 70см диапазоне. Станция - портативный Kenwood TH-F7E, 4 ватта на выходе (не соврали - именно столько на КСВ-метре и увидел), КСВ антенны вышел примерно следующим: от 1.35 на 433.000, лучший показатель в 1.25 нарисовался где-то между 434.500 - 435.500, и затем плавно поднимался до 1.45 на 439.900. Результат меня более чем удовлетворил, если не сказать, что приятно удивил. О практических тестах напишу чуть позднее, должна созреть мысля о том, как лучше это сделать.

Попутно тем же КСВ-метром попробовал выстроить КСВ на СиБишном диапазоне. Колпачок пришлось выкрутить достаточно высоко - поначалу показались даже "плечи" резьбового соединения, но прибор сказал, что надо бы вернуть на пару-тройку миллиметров ниже. В итоге КСВ в 1.0_что_то_там - стрелка на "даймонде" едва шелохнулась. Но антенна достаточно узкополосная - при попытке отстроиться на 15 канале "в единицу" каналы 17FM (ярославка, Москва) начинали показывать 1.25, 7FM (городские каналы в белоруссии) - 1.45, 25FM (сиби.ком, Москва) - 1,7 (чем выше частота - тем резче "взлетает" график КСВ, при понижении частоты график не такой крутой выходит). Теперь пытаюсь сообразить, чем бы зафиксировать положение регулировочного колпачка, чтобы настройка антенны не сбивалась. Пока склоняюсь к мысли капнуть туда какого-нибудь герметика с одной стороны, просто "на стык", чтобы колпачок не крутился. Опыт других пользователей, отписавшихся в интернете, говорит о том, что если заделать в термоусадку - КСВ "уплывёт" от полученного в процессе настройки.

Из любопытного: пытаясь определить, куда надо крутить настройку антенны на СиБи, переключал сетки каналов (А,В,С,D и так далее), нашёл тот самый "эффект притухания" вещательного диапазона на автомобильной магнитоле. На сетке А звук действительно становился чуть тише (выходная мощность мегажутких пятёрок - 10 ватт), а вот при попытке нажать тангенту в сетке В магнитола ткнулась наглухо (в частности - 106.4). На остальных сетках такого эффекта замечено не было. Ну и КСВ у ненастроенной антенны оказался в районе 5, с минимальным значением в районе 2.3 (не помню на какой именно сетке и на каком именно канале). Пока полученные результаты, которых мне удалось добиться от антенны, продолжают радовать.

Да, двухметровый диапазон, как и предполагалось, работает ощутимо хуже семидесятки - даже наш местный эхо-репитер идёт с лёгким шумом, в то время как на "штатный" хвост портативки шумов практически не наблюдается, даже находясь в машине. Но это, собственно говоря, вполне себе ожидаемый результат.
Аватара пользователя
R2DFV
Сообщения: 189
Зарегистрирован: 9:41, 18 авг 2014, Пн

Re: Sirio Triflex - святые граабли :)

Сообщение R2DFV »

Юр, не хочу показаться занудой - но ксв-метр это очень такой градусник по больнице. У эквивалента нагрузки ксв тоже 1))) анализатор бы..)
а зафиксировать - вот этим. мега-штука
http://www.1-cable.ru/models/50510-0501 ... 50510-0501
Аватара пользователя
Короед
Сообщения: 70
Зарегистрирован: 20:43, 02 сен 2014, Вт

Re: Sirio Triflex - святые граабли :)

Сообщение Короед »

R2DFV писал(а):Юр, не хочу показаться занудой - но ксв-метр это очень такой градусник по больнице. У эквивалента нагрузки ксв тоже 1))) анализатор бы..)
а зафиксировать - вот этим. мега-штука
http://www.1-cable.ru/models/50510-0501 ... 50510-0501
Анализатор занимается тем же, что я проделал вручную, только точек задаёт больше, и график, соответственно, точнее. Меня устроил замер по трём опорным точкам, некоторое изменение параметров позволяет судить о том, что сигнал хоть как-то доходит до антенны, а не теряется в кабеле полностью, я делаю вывод о том, что АФУ функционирует в пределах ожидаемых параметров. Кстати, не хочу показаться занудой - но видел я эти "анализаторы" изнутри. Назвать это поделие прибором язык не поворачивается. Выходной каскад собран на одном (!!!) транзисторе, который, к тому же не то чтобы очень приспособлен к работе на 70см частотах и имеет выходную мощность хорошо если полватта-ватт. Что он может "проанализировать", если, к примеру, у меня высокие потери в кабеле? Он даже антенну "нагреть" не сможет толком, не говоря о том, чтобы "прощупать" её параметры в реальной работе...

А про "мега-штуку" - там антенна сделана так, что любой материал уже уводит настройку в сторону, да и какой бы крутой эта силиконовая лента ни была - эффект будет тот же, что и у термоусадки. Но термоусадка имеет ощутимое преимущество: она цельная, а значит - ветер, дождь и мороз не заставят её усохнуть и размотаться со временем.
Аватара пользователя
Короед
Сообщения: 70
Зарегистрирован: 20:43, 02 сен 2014, Вт

Re: Sirio Triflex - святые граабли :)

Сообщение Короед »

Немного проехался туда-сюда по Москве с подключенной к антенне портативкой Kenwood TH-F7E, мощность выходная - 4 ватта. Ориентировался на САО-2 (поскольку болтался в том районе). Результат, в принципе, ожидаемый, но вселяет оптимизм: там, где с портативки "с земли" едва мог "дёрнуть" линк - из машины получается сделать это более уверенно (но опять же - всё сугубо субъективно, поскольку без "контрольных замеров": очень сильно влияет застройка и местоположение антенны). Удалось открыть линк с лёгкими шумами с автостоянки митинского радиорынка, далее по МКАДу на север - начиная от ленинградки и выше проходил практически идеально, ближе к алтушке почти сошёл на нет, в районе ярославки услышал прощальный "пшик" от чьей-то передачи (но за реальную связь это считать не могу - даже с пригорочка линк у меня уже не открывался). Идеалом, конечно, такую картину назвать не получится - но в целом я получил даже несколько больше того, что ожидал.
Аватара пользователя
Короед
Сообщения: 70
Зарегистрирован: 20:43, 02 сен 2014, Вт

Re: Sirio Triflex - святые граабли :)

Сообщение Короед »

При такой длине - абсолютно непринципиально, лаковая изоляция не требуется. Я отдельно указывал на важность отсутствия царапин на поверхности проводника, а так - любая медная жила подходящего диаметра. Однако, поскольку "хвостик" внутри антенного хлыста у нас рассчитан на 900 МГц, под GPS ему работать будет сложновато - там частоты не "кратно" идут. Как вариант - его придётся укорачивать под необходимую частоту, но учитывая, что частот там аж три, и с неплохим таким разбегом - то получить достойный компромисс будет весьма проблематично. Имхо, гораздо разумнее в этом смысле будет вывести отдельную GPS-антенну куда-нибудь под стекло...
Ответить

Вернуться в «Автомобильные антенны»